О русском языке в Таджикистане

Очень нужное и своевременное интервью. Кулакова все разложила по полочкам.

Вера Кулакова-Браннеруд: Русскоязычная аудитория сокращается в большинстве постсоветских стран

Идея интервью с генеральным директором телерадиокомпании «Ватан» (Таджикистан) Верой Кулаковой возникла после обсуждения в социальных сетяходной из статей проекта «Окно в Россию», посвященных Государственной программе переселения российских соотечественников. Однако, как всегда, в беседе с умным собеседником, разговор вышел за рамки означенной темы и затронул иные, не менее интересные, пусть и не всегда лицеприятные вопросы

 – Идея нашего с Вами интервью возникла после обсуждения в социальных сетях статьи о переселении российских соотечественников из-за рубежа в Россию. Вы сказали, что очень много людей хотело бы переселиться из Таджикистана, но не хотят ехать в предлагаемые места. По каким причинам возникает желание уехать? И вообще что говорят по этому поводу сами желающие уехать?

– Что касается Программы переселения российских соотечественников, то у меня о ней сложилось достаточно позитивное мнение. Несколько моих друзей и знакомых приняли в ней участие. Четыре семьи успешно переселились, а две – не прошли по критериям отбора.

В 2012 году, когда ходили разговоры о закрытии Программы, ощущалась некая паника. Люди опасались, что не смогут воспользоваться возможностью уехать в Россию. Много желающих среди коренного населения, но чаще именно им и отказывают. Но больше в принципе и некому участвовать, учитывая, что людей, относящих себя к русским, практически не осталось. Знакомые, кстати, до сих пор горюют, что не прошли отбор.

Считаю это хорошим знаком для Программы. Повторюсь, Программа, по крайней мере, в Таджикистане, востребована и интересна людям…

Недавно таджикские СМИ разместили новость, в основе которой лежал сюжет 5-го российского канала о таджике-переселенце, который уехал по Программе переселения соотечественников в Еврейскую автономную область и успешно учит детей в поселковой школе английскому языку. Это замечательный пример того, как российские журналисты могут формировать общественное мнение в отношении переселенцев в самой России. Это основной момент, т.к. люди, живущие в маленьких городках и поселках, настороженно относятся к чужакам.

Для многих основная мотивация – это получение российского гражданства. Но для меня до сих пор остается загадкой, почему человек по фамилии Иванов или Васильев, у которого в таджикском паспорте написано, что он русский, а его бабушки и дедушки в свое время приехали помогать молодой советской республике, так вот почему эти люди мучаются и не могут получить гражданство РФ? Им отказывают, говоря, что не положено. Я этого не понимаю. Эти люди родились в Таджикистане. Во время гражданской войны 90-х не уехали в Россию, в силу разных причин (некуда, не на что, или просто не хотелось покидать свою родину, свой дом). Они образованны, востребованы, их уважают и ценят, т.к. у специалистов-носителей русского языка действительно неплохое положение в Таджикистане.

Но наступает момент, когда уже их дети хотят жить или работать в России. И Программа переселения – отличный шанс для них. Но почему, родившиеся в столице люди, с прекрасным образованием и опытом должны выбирать в России между деревней, поселком и станицей.

Или мучиться вопросом: смогут ли они, люди, родившиеся в солнечном Таджикистане, акклиматизироваться на Севере? Человек, никогда не работавший в огороде, наверняка не сможет быстро постичь аграрные и сельскохозяйственные секреты. Люди хотят приносить пользу в той сфере, в которой они разбираются и могут принести реальную пользу.

Подытожу, программа, как мне кажется, очень нужная и важная. Многие выходцы из Таджикистана действительно очень хорошо устраиваются и интегрируются в России. Конечно, на местах тоже есть определенные проблемы. Пример, который мне бы хотелось рассказать, думаю, отлично проиллюстрирует ситуацию. Мои друзья – журналисты решили принять участие в программе. У них замечательная семья, оба молоды, образованны. У них двое детей – дошкольников. Вся семья – как на подбор – светлые волосы, голубые глаза… Получив одобрение, они оказываются в выбранном регионе России. И сталкиваются с проблемой аренды жилья. Городок небольшой, сложно найти подходящее, достойное жилье для семьи со всеми удобствами, к тому же, узнав, что они приехали из Таджикистана, люди опасались и говорили, что сдают исключительно славянам. Мои друзья не знали, что ответить на это. Когда отчаявшись найти жилье, спустя несколько недель они решили вернуться в Душанбе, к ним на помощь пришли совершенно незнакомые люди и предложили пожить у них бесплатно, пока те не найдут вариант. К чему я это? К тому, что гладко и ровно в жизни, к сожалению, получается редко. Поэтому нужно рисковать, добиваться, карабкаться, учиться, и короткая черная полоса обязательно сменится длинной белой.

– Вы глава телерадиокомпании «Ватан». А как возникла Ваша компания?

– Радио «Ватан» (в переводе на рус. язык – Родина)- является круглосуточной национальной станцией. Мы работаем на информационном рынке Таджикистана одиннадцатый год. 7 мая 2003 года, в наш профессиональный праздник, позывные радио «Ватан» впервые появились в FM-диапазоне столицы Таджикистана. За это время мы росли и учились, чаще на своих же ошибках, которые потом перешли в разряд бесценного жизненного опыта.

За это время были реализованы сотни интересных проектов, внедрены, казалось бы, сумасшедшие идеи. Кроме активной работы в собственном эфире, сотрудники нашего радио организовывают различные социальные акции и мероприятия. Мы активно работаем и развиваем волонтерское движение и благотворительность в Таджикистане (два года назад мы учредили первый радиоклуб волонтеров), несколько лет подряд проводим ежегодную международную кампанию «16 дней против насилия в отношении женщин», организовываем Ежегодную Премию и Церемонию «ТОП-50: Самые стильные люди Душанбе», реализуем уникальный проект анонимной юридической помощи женщинам «Юридическая клиника», участвуем в организации и проведении фэшн-шоу, поддерживаем молодых художников, артистов, писателей, дизайнеров, активно участвуем в жизни города. Проводим праздники и акции для детей, семейные мероприятия совместно с партнерами и городскими властями, внедряем различные образовательные и социальные программы в эфире совместно с различными структурными подразделениями ООН.

– Наша коллега Шушаник Аревшатян недавно сказала, что количество русскоговорящих в Армении сокращается, аудитория ее радио сужается – как дело обстоит у Вас?

– На мой взгляд, это общая тенденция. Русскоязычная аудитория сокращается в большинстве постсоветских стран. Это закономерно, т.к. Россия теряет свое, так сказать, «физическое» присутствие на постсоветском пространстве. Объясню. В наших странах катастрофически сократилось количество русских, совершенно обычных людей, живших когда-то с тобой по соседству, обучавших тебя в школе, а затем в университете.

На примере языковой политики радио «Ватан» можно четко определить динамику изменения аудитории. В 2003 году наш эфир на 70% состоял из русскоязычных программ. К 2007 году, мы пришли к выводу, что таджикский язык должен доминировать, т.к. детальное и качественное изучение аудитории показало, что таджикоязычные слушатели в разы превышают русскоязычных. На данный момент, 70% эфира представлено на таджикском языке. Парадоксально, при таком раскладе, интерес к русскому языку высок и люди хотят изучать великий и могучий, слушать музыку и программы на нем. Третий год мы предлагаем российским организациям, работающим в Таджикистане, проект программы на радио по изучению русского языка. Но по сложившейся традиции на письма в этих организациях просто не отвечают.

Я знаю, что у «Голоса России» есть замечательные программы о русском языке. К великому сожалению, мы не можем ретранслировать другие радиостанции или транслировать программы других радиостанций. Наше законодательство это не позволяет.

К примеру, на радио «Ватан» передача по изучению английского языка с огромным успехом идет уже второй год. Ведущая – замечательный преподаватель, прекрасная девушка, приехавшая из Америки в Таджикистан по проекту Посольства США. В Душанбе многие школьники в 14-15 лет говорят по-английски лучше, чем мы с Вами в свои тридцать. Все это благодаря отлично внедренным программам, реальной работе на местах. Чего только стоят «Американские уголки», расположенные по всей стране? Это же рай для школьников и студентов. Они изучают английский язык, американскую культуру. К этим, по сути дела, детям с огромным уважением относятся иностранные дипломаты и преподаватели. Для них из Америки приглашаются известные группы и певцы, художники и спортсмены. И все это бесплатно! А что делают наши российские организации в Душанбе? У входа обязательно встретит охрана, просто так ты не пройдешь на островок российской культуры. Но и пройдя внутрь, просто так ты не приобщишься к ней. Курсы танцев, обучению шахматам и т.д. платные! Для кого эти курсы? Для нее, родимой – для галочки? Наверное. Или для детей из богатых семей, но разве это и есть целевая аудитория российских проектов в Таджикистане?

Часто бывая на различных конференциях, посвященных соотечественникам и положению дел русскоязычных СМИ, за рубежом наблюдаю одну и ту же картину: чиновники и руководители с высоких трибун рапортуют об успешной работе на местах, в наших странах, а мы, журналисты, почему то не видим этой работы. Ни в одной стране, ни в Армении, ни в Киргизстане, ни в Таджикистане. Может, она ведется подпольно? Но настал момент выйти, наконец, из подполья. Отпустить охрану и широко открыть двери.

В Душанбе есть несколько российских школ, куда не могут устроиться дети из простых русских семей (богатых и «крутых» русских семей в Таджикистане просто нет) и дети вынуждены учиться в местных школах, в классах по 35-40 человек, где остро ощущается нехватка русскоязычных преподавателей. А ведь этнических русских в Таджикистане не наберется даже и процента! И если российские организация и чиновники не помогают своим же, игнорируя такое важное направление как получение бесплатного образования русскоязычными жителями, то какие претензии мы можем предъявить местному правительству?

Не стоит забывать о том, что таджикский народ – один из самых открытых и преданно влюбленных в русских и в Россию. Знаете, во время гражданской войны (1992-1997 гг.) многие русские в прямом смысле бежали из Таджикистана, оставляли всё: дома, квартиры, мебель и вместе с барахлом некоторые оставляли и престарелых родителей. У нас в каждом микрорайоне жили русские бабушки и дедушки, которых либо оставили дети, рассчитывая видимо на то, что позже смогут их забрать, либо они сами наотрез отказывались покидать свою квартиру, когда дети решали уехать в Россию. Вот этих несчастных одиноких стариков на протяжении многих лет кормили соседи-таджики. И не только делили с ними свой скромный ужин, но и одевали, справляли с ними праздники русские и христианские, развлекали как могли. Хоронили потом тоже всем двором. Но это еще то, советское, поколение. Дети современной таджикской демократии несколько другие.

И, к сожалению, есть отдельные случаи того, что русских или русскоязычных детей притесняют именно по этническому происхождению. Мой сын с этим негативом тоже неоднократно сталкивался. Но я понимаю тех детей, у которых зачатки национализма проявляются на фоне разговоров в семье, когда, к примеру, звонивший из России брат и папа рассказывает в очередной раз, что на работе их вновь обозвали чурками, что днем ходить страшно, потому что могут запросто напасть и искалечить.

Что ждать потом от детей, для которых свойственно воспринимать явления целиком: вот это зло, а это добро, белое и черное, я таджик, а ты – русский.

Резюмируя ответ, скажу, что при трудоустройстве в Душанбе владение русским языком до сих пор является явным преимуществом. И, на мой взгляд, ориентироваться нужно все-таки на экономические факторы и на рынок труда, они расскажут о реальном положении дел.

– А вообще насколько комфортно чувствуют себя русскоязычные СМИ в Таджикистане? Я слышал, что в Средней Азии на этом поле активно работают западные фонды, которые активно спонсируют масс-медиа, обучают журналистов и проч. Чувствуете ли Вы усилившееся влияние таких СМИ?

– Средняя Азия – очень специфический регион. Многие страны изучили и поняли эту специфику. Да, журналистов покупают: поездками, грантами, финансовой и технической поддержкой. Покупают лояльность и потенциальных партнеров на будущее, так на всякий случай. Но и в России более 15 лет была подобная ситуация, помимо различных Фондов балом правили и олигархи. Учитывая крайнюю бедность, ограниченный доступ к природным ресурсам и отсутствие крупного производства – в Таджикистане нет олигархов российского или, скажем, казахского уровня. И эту нишу единолично заняли другие государства и фонды. Взамен пока ничего не просят, но в СМИ работают достаточно умные люди, которые понимают, что отныне нужно и можно делать, а что не рекомендуется.

Конечно, чувствуются сильные позиции и выросшее влияние этих СМИ. Не только в информационном поле, но и в повседневной рутинной работе. Когда, к примеру, ты не можешь позволить себе покупку техники или оплату услуг одного единственного технического специалиста в городе, а твои коллеги с постоянной финансовой поддержкой на раз-два решают эти проблемы.

В этом году закрылась еще одна русскоязычная газета. Из-за отсутствия финансовых, технических и человеческих ресурсов. Есть определенная градация и деление: на ваших и наших. Если ты открыто поддерживаешь политику России и пропагандируешь определенные ценности в своем СМИ, то проекты, реклама, финансовая поддержка будут направлены в другие редакции, которые открыто критикуют (и порой за дело) российские власти и присутствие их в Таджикистане.

Со стороны иностранных доноров возрастает поддержка «своих», т.к. они полагают, что пророссийские СМИ наверняка получают от богатой России огромные деньги. Но ведь это не так. Получается, что если ты хочешь выжить, ты либо разворачиваешь свой политический курс, либо меняешь языковую политику, т.к. если издаешь газету или вещаешь на местном языке, появляется возможность зарабатывать на рекламе. Русскоязычные СМИ – это априори, так скажем, небогатые СМИ. Даже если есть хороший доход, все заработанные средства уходят на покрытие расходов (оплату аренды, налогов, заработной платы). Это недоходные СМИ вовсе не из-за того, что они не интересны или не профессиональны.


2 comments
  1. andreas said:

    Прокомментирую.

    1. К примеру, на радио «Ватан» передача по изучению английского языка с огромным успехом идет уже второй год. Ведущая – замечательный преподаватель, прекрасная девушка, приехавшая из Америки в Таджикистан по проекту Посольства США. В Душанбе многие школьники в 14-15 лет говорят по-английски лучше, чем мы с Вами в свои тридцать. Все это благодаря отлично внедренным программам, реальной работе на местах. Чего только стоят «Американские уголки», расположенные по всей стране? Это же рай для школьников и студентов. Они изучают английский язык, американскую культуру. К этим, по сути дела, детям с огромным уважением относятся иностранные дипломаты и преподаватели. Для них из Америки приглашаются известные группы и певцы, художники и спортсмены. И все это бесплатно!
    ……………………………………………………………………………………………………………………….

    Американцы никогда никуда не приходят просто так- везде они ищут для себя геополитические и военные выгоды. И не случайно они проявляют такой интерес к Таджикистану. Этот интерес- он вызван не какими-то альтуистическими побуждениями “помочь таджикскому народу”, а стремлением закрепиться в этом регионе- в частности, с военными целями. Американцы просто так ни с кем не сотрудничают- это не русские, готовые помочь по своей душевной доброте. Американцы под СОВЕРШЕННО НАДУМАННЫМ предлогом в 1999 году разбомбили Сербию и расчленили Югославию, также под НАДУМАННЫМИ предлогами “борьбы с терроизмом” вторглись в Афганистан, под такими же ВЫДУМАННЫМИ предлогами- в Ирак. А также в разное время от них пострадали Гренада, Вьетнам, и пр. Вот цена их “помощи”.
    И как бы этот “маленький американский рай” в Таджикистане впоследствии не превратился в КРОМЕШНЫЙ АД!

    2. Не стоит забывать о том, что таджикский народ – один из самых открытых и преданно влюбленных в русских и в Россию. Знаете, во время гражданской войны (1992-1997 гг.) многие русские в прямом смысле бежали из Таджикистана, оставляли всё: дома, квартиры, мебель и вместе с барахлом некоторые оставляли и престарелых родителей. У нас в каждом микрорайоне жили русские бабушки и дедушки, которых либо оставили дети, рассчитывая видимо на то, что позже смогут их забрать, либо они сами наотрез отказывались покидать свою квартиру, когда дети решали уехать в Россию. Вот этих несчастных одиноких стариков на протяжении многих лет кормили соседи-таджики. И не только делили с ними свой скромный ужин, но и одевали, справляли с ними праздники русские и христианские, развлекали как могли. Хоронили потом тоже всем двором. Но это еще то, советское, поколение. Дети современной таджикской демократии несколько другие.
    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    Хочу сказать этим таджикам свое “Рахмати калон” (“Больое спасибо!”). А детям, бросившим своих Родителей- Бог судья…….

    3. И, к сожалению, есть отдельные случаи того, что русских или русскоязычных детей притесняют именно по этническому происхождению. Мой сын с этим негативом тоже неоднократно сталкивался. Но я понимаю тех детей, у которых зачатки национализма проявляются на фоне разговоров в семье, когда, к примеру, звонивший из России брат и папа рассказывает в очередной раз, что на работе их вновь обозвали чурками, что днем ходить страшно, потому что могут запросто напасть и искалечить.

    Что ждать потом от детей, для которых свойственно воспринимать явления целиком: вот это зло, а это добро, белое и черное, я таджик, а ты – русский.
    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    Так таджики сами первые начали притеснять русских. “Езжай своя Россия!”, “Чемодан-вокзал-Россия”, “Русские- в Рязань, татары- в Казань!”, и прочее в том же духе. Все это русскоязычные, жившие в Таджикистане, неоднократно слышали в 90-годы прошлого века.
    Вот ссылка: http://golos.ruspole.info/node/2627
    Там подробно и доходчиво все рассказано. Там нет невнятных размытых формулировок, а приводятся КОНКРЕТНЫЕ ФАКТЫ притеснений русских.

    Кроме того, отдельные случаи бытового национализма по отношению к русским в Таджикистане имели место быть еще до февральских событий 1990 года в Душанбе. У меня есть информация, что еще до тех событий русские слышали постоянно: “Уезжай своя Россия!”. Повторю: это было ЗАДОЛГО ДО ТЕХ СОБЫТИЙ.

    А чем вызвано то, что таджиков в России кто-то может некорректно назвать? Я отвечу: это вызвано не цветом кожи а поведением мигрантов и преступности среди них. Касаемо конкретно таджиков- это грабежи, изнасилования и наркотики. Поэтому не является удивительным, что это возмущает Россиян.
    Учитывая выше изложенное, таджикам не стоит искать в глазу России и русских маленькой соринки, не замечая в своем большого бревна.

    Я не хочу никого обидеть и задечь чьи-то национальные чувства. Просто, написал то, что думаю.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: